IPO Facebook


Говорят, что первичное публичное размещение акций (IPO) Facebook назначено на 18 мая. В официальном проспекте размещения на месте ключевых дат до сих пор стоят пробелы. Но и без этого ясно — до первичного размещения остались считаные дни. Будет продано более 337 млн акций, за которые компания собирается выручить более $10 млрд. Что еще известно? Компания собирается использовать два класса акций. Акции класса A будут постепенно продаваться инвесторам. Класс B останется у инсайдеров. Основное отличие — у класса B в десять раз больше прав голоса. Это означает, что управление компанией останется у ее основателя Марка Цукерберга. Даже тогда, когда все планируемые к продаже акции попадут в частные руки, инвесторы все равно не смогут назначить ни одного независимого директора. При таком положении дел инвесторы, решившиеся купить акции Facebook, будут инвестировать не в развитие социальных сетей в целом, а исключительно в идеи господина Цукерберга.

Что еще необычного в этом IPO — данное размещение серьезным образом отличается от выхода на биржу стандартной высокотехнологичной компании. Ведь это не сбор денег на "развитие бизнеса". Ни о каком стартапе речи и не идет — Facebook является одной из крупнейших в мире компаний по доходам и уже давно стала непререкаемым лидером индустрии. Тогда зачем нужно это размещение? По всей видимости, для того, чтобы инсайдеры имели возможность реализовать свои акции по максимально выгодной для них цене. Внебиржевые сделки с акциями компании идут давно, и, похоже, что этот рынок уже насыщен. А согласно проспекту, инсайдеры собираются продать более 150 млн акций — без открытого рынка такое количество бумаг невозможно продать.

По данным компании по состоянию на конец марта у Facebook насчитывалось 901 млн активных пользователей. Это чуть меньше половины двухмиллиардной армии пользователей интернета во всем мире. При этом сама компания утверждает, что когда число активных пользователей Facebook в США достигло 60% от общего числа пользователей, рост сильно замедлился. Параллели очевидны — общемировой пик роста почти достигнут, и компания продается на этом пике.

При IPO по-другому бывает очень редко, ведь кто, как не инсайдеры, знают наилучший момент для продажи акций? Вот они и продают. И не обязательно после проведения IPO котировки идут вниз — все зависит от того, сумеет ли руководство корпорации перестроить развитие так, чтобы дальнейший финансовый рост обеспечивался увеличением прибыли. Если Facebook сумеет более активно "монетизировать" пользователей — акции компании ждет уверенный и долгий рост. Но все это, как говорится, легче написать, чем осуществить. И речь идет о долгосрочной перспективе. А в краткосрочной — инсайдеры будут играть против обычных инвесторов, и победителей угадать несложно.
Газета "Коммерсантъ", №83 (4868), 11.05.2012

Source: Д Тратас

10.05.2012